Будапешт или почему я вернусь туда во второй раз. День первый.

Отложив разборку фото по Парижу и, соответственно, отложив описание поездки, решила по свежим следам выложить отчет по Будапешту.
Здесь немного логистики.
И еще раз дам ссылку на карту, по которой мы ходили - она будет постоянно добавляться и исправляться уже под поездку с дочкой летом, везде много комментариев, позже добавлю ко всем достопримечательностям и ресторанам часы работы, пока это указано не для всех.
В минусах оказалось то, что была всего неделя на подготовку и эта неделя была работающая, так что без накладок не обошлось, но, в целом, поездка удалась! Скажу больше - она понравилась мне настолько, что я в июне вернусь туда с дочкой. Муж, который жалуется, что ему Европа надоела и он не хочет опять туда тащиться, остается дома с сыном и собакой-)
Зато с дочкой я смогу компенсировать то, что муж забраковал - зоопарк и аквариум, цирк и успеть то, что не успели - выставку в Королевском Дворце, Оперетту и повторить концерт "Аве Мария" в Базилике Св. Иштвана.
Ну, теперь по порядку!
Прилет с опозданием, поездка на такси и гостиница Hotel Erzsébet City Center мной описаны в логистике в ЖЖ по туризму ( см. ссылку выше).
Три с половиной ночи. Мы вытаскиваем наш чайничек, наши пакетики с чаем и кофе, наши ложечки и пьем чай! Потому что голодные - и да, съедаем баночку с солеными орешками из минибара. Разумеется, при отъезде с нас это вычтут - сумма в два раза больше, чем если бы мы купили это в супере, но на то это и минибар-)
Спали первый и последний раз с приоткрытым окном - второй этаж, окна выходят на вход в гостиницу и под утро начинается людское движение, которое очень хорошо слышно. Если окно закрыть, то звукоизоляция отличная. Утром включили телевизор - музыку ( есть русский первый канал, он нам даром не нужен) и муж принес мне снизу круассан и кофе.
Вышли из гостиница где-то в 9:30 и пошли... завтракать!
Гугл Мэп - наше все - вел нас почти всегда правильно. И, мой личный баг, мне всегда кажется, что по карте место, куда мы идем, расположено дальше, а тут оно - ба-бах - перед тобой! Я знала, что где-то рядышком и по дороге в кафе, которое было запланировано
(GERLÓCZY CAFE & ROOMS de LUX, работает с 7 утра, включая воскресенье, есть столики на улице) есть Pesti Ferences Templom - Францинсканская церковь, но никак не ожидала, что я увижу ее через 2 минуты ходьбы от гостиницы.

Внутри, как и все без исключения церкви и базилики, что мы увидели в время поездки, она красива, темновата и стоит того, чтобы ее посетить . Была воскресная служба, красиво пели, играл орган... Мы постояли несколько минут и вышли - я всегда чувствую себя в действующей церкви неуютно во время служб - люди приходят сюда с личным, часто наболевшим, а ты стоишь у них за спиной.
Не тот эгрегор, одним словом...
А это дома возле нашей гостиницы - направление - мост Эржбет.

В кафе http://www.gerloczy.hu/ на улице никто не сидел, но нам хотелось именно там, место приятное, небольшой сквер между домами и с памятником не-знаю-кого, работник выдергивал из ящиков с цветами лишнее-) Вышел официант из кафе, спросил, хотим ли мы пройти вовнутрь или остаться на улице. Мы остались. Тишина, редкие прохожие обходят скверик по периметру, мы возимся с меню... Красота!
А если серьезно, кто-то писал, что там есть отличные оладушки, мы как-то до них не дочитали, я заказала из раздела "завтрак" сборную солянку из сыра и ветчины - зря, не потому, что было невкусно, а потому, что думалось, что это будет что-то иное. Там было всего по несколько ломтиков, благо принесли багет, порезанный на кусочки. Кофе вполне хороший, омлет, что ел мой муж - с грибами - тоже вполне, но в памяти ничего толком не осталось...Говорят по-английски, меню по-английски, чаевые не включены, карточку принимают.
И тут меня попутало что-то и я радостно пошла к пункту туристического автобуса "Жираф" на площади Элизабет ( маршрут по Андраши к плащади Героев) - идти минут 10, вместо того, чтобы вернуться чуть-чуть назад и через несколько минут быть на маршруте, идущем к Рыбацкому бастиону. И это при том, что в Evernote все было четко расписано.
Хотя, конечно, если смотреть по сторонам, можно увидеть немало красивого...

Да, возле площади атакуют ребята с разных фирм туристических автобусов - нас поймала девочка, которая продавала билеты конкурирующей фирмы, мы еле от нее отбились, подошли в остановке "Жирафа" - она общая и с другими компаниями, девушка от "Жирафа" спросила, откуда мы - мы уже поняли, что этот вопрос задается не с целью узнать откуда мы, они хотят знать, на каком языке мы разговариваем - мы сказали, что говорим по-русски, она тут же радостно перешла на русский - с сильным акцентом, но абсолютно правильный. Объяснила, что раньше в гимназии учила русский!!! и извинилась, что уже плохо на нем говорит. Мы ее убедили, что говорит она хорошо и купили у нее билеты. Так что не только венгры старшего поколения говорят на нашем языке...
Про туристический автобус могу сказать одно - лучше ходить ногами!-) Это не относится к автобусу в Барселоне - там это было необходимо! И относится однозначно к туравтобусам в Париже - там нужны только ноги, аппликация метро и вы полностью покрываете все необходимые пункты - без задержек и с удовольствием.
А пока мы находимся в автобусе, приходится подстраиваться: в многоиспользуемых наушниках играет музыка, комментарии дают нам совсем немного информации, наши личные наушники по какой-то причине во всех автобусах не позволяли регулировать громкость - орало так, что наушники были наполовину выдернутыми из ушей. Остановки девушка-контролер объявляет отдельно, что не очень удобно: вдруг у вас в ушах звучит громкий голос на не всегда разборчивом английском и сообщает номер остановки, вы подпрыгиваете и не сразу понимаете, что это было! Не так, как происходило в других странах, когда в самой записи шло объяснение, к какой остановке мы подъезжаем и ради чего на ней стоит выходить.
Напоминаю, что было воскресенье. И, как оказалось, был марафон. Ну, как всегда, по выходным дням-) Я прослушала, когда это объясняла девушка, понять ее было сложно, поэтому я в растерянности искала, где же проспект Андраши - широкая улица!!! - когда мы кружим по маленьким улочкам и непонятно куда едем. Нет остановок. Никто ничего не сообщает!
Проехали синагогу - как она оказалась на этом маршруте?! Потом уже стало понятным - объяснение повторились и до нас дошло. На самом деле нам повезло - мы не кружили слишком долго из-за урезанного маршрута и приехали к Рыбацкому Бастиону быстрее, чем я рассчитывала.
Хоть и новострой - 20 век - а смотрится отлично, составил компанию церкви Матиаша вполне гармонично.Всадник на коне - Св. Иштван, которого очень здесь почитают - сама красивейшая Базилика чего стоит, а 20 августа празднуют его день в городе с салютом.

А вот и Церковь Матиаша.
Его, как и Парламент, можно фотографировать бесконечно.

Вот все его и фотографируют - любой отчет пестрит похожими фото - а что делать?-))) Это уже личное воспоминание... Это все видела я сама ! Муж, краем глаза посмотрев на фото, сказал: "Красиво! Почти так же красиво, как в реале!"

Вход в церковь Матиаша - платный. Мы почему-то не увидели касс - они напротив входа через площадь - и стали в очередь без билетов - это те самые казусы, которые при более длительной подготовке я исключаю-) Нет, мы не просто встали в очередь на вход - я пошла проверить, что люди не заходят по билетам. Простояв минуту и убедившись, что и билеты не проверяют, я спокойно вернулась в строй. А оказалось, что это была экскурсионная группа, которая действительно шла уже без билетов.-)
У входа нам указали на кассы и мы задумались, стоит ли заходить вовнутрь, отстояв две очереди - в саму кассу и опять на вход. Тут мальчик с рекламками сунул нам проспект, в котором говорилось, что в 20:00 здесь будет концерт Моцарта "Реквием" и мы решили пойти на концерт. Стоит ли говорить, что на концерт мы не поехали?-))) Теперь с дочкой я наверстаю летом это упущение и зайду вовнутрь!
Ну а про вид с Рыбацкого Бастиона не писал только ленивый!

Чумная Колонна - во многих городах Европы было принято ставить такую колонну в знак благодарности за спасение и для защиты от чумы.

Попыталась найти скульптуру "Колокольчики" и не нашла, двинулись в кафе, которое здорово рекламировали: Ruszwurm Cukrászda - www.ruszwurm.hu
Первое, что мне понравилось - запах! Так пахло в моих детских воспоминаниях в кафе, в котором я покупала пирожные "Трубочка". Такой сладкий, настоящих молочно-ванильный запах. Не эссенция, не химия, а что-то далекое и хорошее...
Само кафе маленькое, многие берут выпечку на вынос, внутри все было занято, на улице тоже, но вот перед нами освободился столик и мы сели.
Это вид напротив столика - интересное здание:

Подошла официантка - одна из немногих за нашу поездку, которая воспринимает туристов как "эти посетители приходят и мешают мне работать ". Ничего грубого, просто полнейшее равнодушие, сбрасывание на столик салфеток, не глядя на нас, так же был принят заказ - взгляд чуть ли не в пространство, так же принесены тортики - "Добош" и что-то шоколадное и так же брошен счет. Кто-то сказал, что он не хочет ложных улыбок, я не согласна. Я не жду любви от тех, кто меня обслуживает, я жду выполнения правил игры.
Кстати, вот эти тортики:

Тортики из холодильника, поэтому ощущения свежести и таяния во рту отсутствовало.
Так что запах в самой кондитерской и вид напротив - единственные хорошие воспоминания. Хотя запах... Да, оно того стоило. Потому что я успела забыть этот запах. А такое забывать нельзя. Кусочки счастья в нелегком детстве-)
Дальше по плану - остров Маргит. Решили спуститься ножками и не пожалели!
Еще возле церкви Матиаша увидели люк, его можно на стену, как украшение, вешать:

И пошли вниз, лестницы, улочки, спуски, дома... И даже человек, висящий вниз головой! Все перед вами!

Улочка.Обратите внимание на украшения на стенах.

Почтовый ящик там же:

Вид при спуске по лестнице:

И, продолжая спускаться, мы увидели справа здание, которое показалось заслуживающим особого внимания. Не правда ли?

Одна входная ручка чего стоит!

И старательный ученик:

Это оказалась Гимназия, вот так!

Еще красивое здание и такого добра в хорошем смысле этого слова в Будапеште на каждом шагу!

И даже облупившаяся краска на окнах смотрится как надо!-)

Спустившись, кое-что нам не понравилось, а именно - стройка, а точнее, укладывание рельсов для будущего маршрута трамвая. И поэтому ограждения, маленькие экскаваторы, ямы, траншеи и тому подобное сопровождали нас до самого моста Маргит, куда мы и направлялись. Но это не мешало делать фото - пешеходная зона возле Дуная все же существовала. И было воскресенье - никто не работал! Ура!

А это подсолнухи в центре города меня так поразили, что я их сфотографировала даже сквозь ограждение:

Ну, понятное дело - Парламент. Им я буду вас мучить еще долго! Он красив, как Дворец из сказок Диснея.

Вот и остров Маргит-из-за стройки еле сообразили, как подняться на мост - все перерыто-(

Мост, собственно. Маргит, само собой-) Единственный мост, который "ломается" в сторону острова.

Зашли на остров.
Впечатления - много пространства, много зелени, веселые свободные собаки - бегают без поводков, радостные, как щенята.
И вдруг какие-то, напоминающие советские пансионаты, здания. Это единственное место в Будапеште, которое вызвало неностальгические воспоминания о "совке".
Но мы быстро проходили мимо таких мест и шли дальше. Все было закрыто - не сезон, видимо, уже, купальни спрятаны от глаз, здания двух гостиниц-спа в глубине парка и тоже, как ни странно, напомнили мне то ли пансионаты, то ли детские летние лагеря, то ли дом отдыха для оздоровления от предприятия. Это сугубо мое мнение, многие мои знакомые даже жили там и были очень довольны. Рестораны на острове были абсолютно пустые - музыка играет, веранды заброшены, в глубине помещений - пустые столы.
Дождь за все наше пребывание в Будапеште шел единожды - и именно на острове-) Но 15 минут, не больше. Так что нам, без зонтиков, считай, повезло.
По поводу, что там не ходит транспорт - ходят автобусы по периметру и еще как ходят, как минимум три маршрута.
Можно взять напрокат машинку-велосипед, сидите как в карете, только педали надо крутить или взять машину, которая едет сама, но в придачу с водителем, самим машину не сдают!-)
Что было хорошо - фонтан! Даже без светомузыки и вообще без музыки - стулья и скамейки вокруг него расставлены очень удачно - все видно и при этом тебя не суют под душ брызг от фонтана.
На фото, конечно, этого не передать, но все же...
Как закладка о хорошем.

На самом деле я его сфотографировала уже на выходе, когда началась небольшая подсветка, но все равно было достаточно светло и всей красоты мы так и не увидели.
А теперь остров - только плюсы!

Сороку я давненько не видела-)

Странные, почти черные цветы...Наверное, что-то типа чертополоха-)

Просто цветочки...

Потом мы вернулись к мосту и пошли кушать в Trófea Grill Étterem - Buda - сойдя с моста на стороне Буды справа смотрит на вас сам ресторан.
О нем я писала, но уточню еще раз - никакого дресскода, хотя в Трофи на Буде все более шикарно. Чаевые не входят в стоимость, платить можно кредиткой. На выходные стоимость почти вдвое дороже. Мы этого не знали, но не ушли, чего уж там!
Наевшись, пошли опять по мосту Маргит в сторону Парламента к Площади Видаго к 8-му молу - там нас должен был ждать в 21:00 кораблик - добавка от туристического автобуса.
Да, обратите внимание, что это именно 8 мол - на других совсем иные экскурсии на корабле - зайти-то зайдете, но вас тут же разубедят, что вы пришли правильно, ничего вроде страшного, но можно опоздать на свой кораблик, а это будет обидно.Как вы поняли, мы ошиблись, быстро, почти бегом, понеслись к своему молу и таки да, успели!
По дороге - до ошибки - фотографировали... да, как вы догадались?! - Парламент!

Покатавшись на кораблике - сделав полный круг почти до острова Маргит и обогнув мост Свободы, вышли на том же моле 8 и пошли до гостиницы - минут 15-20.
И хотя мы уже видели все эти красивые ночные панорамы, на кораблике было прокатиться нелишним. Есть палуба закрытая, есть - на втором этаже - открытая. Есть даже туалеты и Вай-Фай. Очень красиво смотрится Статуя Свободы с подсветкой, как будто парит над холмом.
Экскурсия на английском, слышно ее и внизу и наверху, да, на первом этаже есть, кому интересно, бар.
В общем, первый день был таким, каким хотелось бы, чтобы он был - недостатки крупно компенсировались достоинствами, ощущение "Ах!" сохранилось до бросания головы на подушку.
Как вывод : Ах!-)))
Как кому-то может нравиться Прага больше Будапешта, не пойму. Маленький пятачок Старого Города, а вокруг - беспросветный "совок", пьяные немцы и подвыпившие русские с пластиковыми пол литровыми стаканами пива в руках везде, куда взгляд упадет, хмурые местные, которые даже отказываются с тобой разговаривать, когда слышат русскую речь... В Будапеште ни с чем подобным я не сталкивалась за всю поездку и, Дай Бог, не столкнусь и летом.
Английский понимали все и везде. Но, если по-честному, к "простым" людям мы не обращались, нас вел Гугл, а в туристических точках все знали английский.
А, один раз, когда искали Философский Сад на Цитадели ( так и не нашли, кстати), спросили у одного из местных рабочих ( нашли кого спрашивать, думаю, что он в принципе не знал, о чем идет речь!) где это находится - он развел руками и ткнул в дамочку, идущую по другой стороне, типа у нее спросите. Но никакой недоброжелательности, скорее смущение, что не может помочь.
На этом остановлюсь, на часах за час ночи перевалило, а я мысленно иду по улице и любуюсь Парламентом ( Надоело? Ну и ладно!-) )
Хороших снов, и настоящему и прошедшему!
Еще увидимся!

Что Будапешт - чудо, я убеждаюсь каждый день ))) Рыбацкому бастиону что ж не быть с церковью Матьяша в согласии - они почти ровесники. А человек вниз головой, это грустно, это про 1956 год...
Анна, спасибо! Читала Ваш ЖЖ до и после поездки, разделяю Вашу любовь к Будапешту! Вы отлично пишете.
Я догадывалась про человека вниз головой, что тут, скорее всего, речь о перевороте, но нигде толком нет информации. Догадывалась только по плохой написанной дате - 1956 и несколько букетов цветов, лежащим под ним. Это памятник кому-то конкретному или общий памятник, чтобы помнили?... И почему именно в таком месте?
Это похоже на памятник Ирме Надю, когда все с ним радостно фотографируются, а история его трагична. Кстати, в семье моего мужа знали лично Ирму еще в Москве, но тогда они были детьми, само собой. И мы это узнали уже после поездки. Вот так история нас догоняет.
А про церковь Матиаша - строили ее с 1015 года, тогда она была церковью Девы Марии, потом много всего - разрушение, строительство заново, предел в мечеть турками. Спасибо, что не разрушили, как монголы. Ее реконструировали в 19 веке и если реконструировали - это почти отстроили заново, то соглашусь-)
Про ц. Матьяша я собрала картинки - так нагляднее: http://anna-bpguide.livejournal.com/93032.html. Все, что в ней красивое, готическое и пр. - к юбилею, к 1896 г.
А памятник - имеется в виду Питер Манcфелд, мальчишка, который ввязался в революцию. Там смутно - полууголовник, полуреволюционер, но финал трагический. Ему в 1956-м было 15, казнить таких нельзя по закону. Додержали в тюрьме до 18-ти - и казнили.

Про Имре Надя интересно было бы узнать - что помнят...
Ох как грустно. Я это все с трудом выношу - какую-то непропорциональную жестокость...
А почему памятник именно там?..
Спасибо за ссылку по Матияшу-))) Я вообще поражена, что венгры столько красивого отстроили за последние два века и столица у них стала бесподобной.
Ну что дети могли помнить?... Вежливый, улыбался, здоровался - с детьми. Вот и все-)
про "там" - а в БП памятники на каждом углу, новым место трудно найти...
Здорово! Как же я люблю вот такие проникновенные от сердца трепещущие, отчеты, с лирическими отступлениями! Они живые,они дышат, и выдыхая, передают нам свои чувства и эмоции.
И мы бы с удовольствием вернулись бы еще в Будапешт.Пару дней назад оттуда вернулась моя знакомая. Первое, что она сказала на мой вопрос:"Ну как тебе?", ответила моей же фразой - "Будапешт красивее Праги и Вены, вместе взятыми". Вот как у многих совпадает восприятие.
Читая Вас (какое точное слово - мрачная Прага.Она ведь именно - мрачная!), я полезла в свой отчет по Чехии за 2010г.:
"... Я много готовилась, выписывая любовно составленные участниками турфорума маршруты, и к поездке уже знала наизусть все названия и помня виды по фоткам. Поэтому, для меня настоящим и неожиданным потрясением оказалось увидеть - две Праги. Да, Их у меня было две...и мне это сверлило мозг. Прагу мы увидели совсем другими, отличными от многих туристов глазами. Отель входящий в полет, был далеко от центра, мы его выбрали руководствуясь: бесплатной парковкой; более легким, беспробочным выездом из столицы, близким метро и советами со всех сторон "отель, все равно какой, много будете гулять - лишь бы поспать". Позже мы поняли, что никогда никого не надо слушать, селиться ближе к центру, а привыкнув к отдыху у нас в стране только в хороших отелях, не умалять себя в этом, т.к. в нашем случае отель и его месторасположение определяли впечатление от страны в целом.
Я думала что еду в красоты и сказку, а попала в заводской район советских пятиэтажек с измалеванными подъездами, с посеревшими от времени нейлоновыми советскими занавесками в окнах. И как я видела в детстве, в некоторых домах на подоконниках до сих пор лежали декорации из старой грязно-серой ваты - снег и шарики-сугробы..Нищета и бедность, шатающиеся пьяные по тротуару, потухшие глаза стариков с грустно утомленным взглядом, выносивших из супера тонюсенькие авоськи (где загруженные до верху тележки?), пенсионерки с некрашенными седыми волосами одетые в поношенную, по-стариковски десятилетиями несменяемую одежду послевоенных времен(где улыбчивые веселые наши бабульки в стрижках-красках, пусть не в дорогих, но модных футболках-брючках и ярко подведенными губами?). Дынька, в августе месяце - разделенная на 4! части и завернутая в пищевой целлофан в супере; 3 помидорки у женщин в кассу - почему?..Я спросила у кассирши. "Тяжелое материальное положение". Мне щемило сердце..
Вторая же Прага - была чудесна и красива!.."
Ах Будапешт!..И на острове Маргит мы не догуляли, и еще не во всех запланированных ресторанчиках поели.Ну в общем, пишите нам, побольше ставьте фоток!

Спасибо!!!! Я очень рада, что понравилось!
И интересно, что мы так совпали с Прагой... Мы жили в каком-то доме, похожим на общагу с душем в коридоре, кровать одиноко стояла в комнате, где, кроме белых стен и колченогого стола не было ничего.
Но даже не это испортило мне впечатление, а вся атмосфера уныния, пьянства и какой-то распущенности от туристов - мы пришли сюда жрать и пить- так и читалось на их лицах.
А Будапешт - нет, это очень красивый город...
Да, выложила второй день!